Удивительно, но я совершенно не помню, чтобы в 90-е кто-то увещевал народонаселение словами «мода приходит и уходит, а стиль остается», носили то, что модно и желали актуальных вещей почти независимо от их качества и откровенной комичности. Может потому, что ультрамодных одежек было не так много, как сейчас?
На днях пересмотрела фильм Петра Тодоровского «Интердевочка», увидевший свет в январе 1989 года.
Когда-то знакомство с картиной началось с прочтения киносценария, который впечатлил меня до глубины души своей безысходностью. Однако теперь судьба медсестры, а по совместительству «жрицы любви», Татьяны Зайцевой меня уже мало интересовала, а вот костюмы! Удивительное дело, художники так разрядили актрис, исполняющих роли тружениц публичного фронта, как чуть позднее выглядело почти все женское население России и бывших союзных республик!
Вот такая была она, вульгарная, несуразная, шокирующая мода 90-х в нашей стране.
Когда в Европе и Америке мода уступала место индивидуальности и личному вкусу, подиумы пестрели коллекциями в разных стилях от гранжа до неоклассицизма, а на модном небосклоне зажигались звезды Марка Джейкобса и Джона Гальяно, в бывшем Советском Союзе бурным цветом расцветала «челночная» торговля с Китаем, Турцией, Польшей и другими странами, которая и определяла моду ближайшего десятилетия.
То что в конце 80-х воспринималось как поиск, новаторство или бунтарство - немыслимые молодежные прически с обилием начеса и лака для волос, расцвет роккерского движения и соответствующей моды, популярность стиля «диско», то что требовало творческого осмысления, а в период тотального дефицита и изобретательности, с началом челночного бизнеса потонуло в море дешевого, однотипного, бесформенного шмотья.
Больше ненужно было разбивать елочные игрушки и приклеивать каждую стекляшку клеем «Момент» к кожаной куртке на манер «эполет», как делали это диско-модники конца 80-х, не было никакой надобности упрашивать маму связать или сшить новую, не такую как у всех юбку или платье, на рынке можно было купить все!
Унылые одежды с советских фабрик моментально вытеснили не менее унылые по качеству и крою, но невероятно насыщенные по цвету рыночные вещи. А обувь? Разве могли сравниться полиэтиленовые босоножки ярко-зеленого цвета с однотипными сандалиями «Скороход»?
Сегодня звучит как анекдот, а ведь было почти по Булгакову: дамочки, прикупившие чудные китайские туфельки, как посетительницы «Варьете», обменявшие свои обноски на «заграничные наряды», попав под дождь оставались босые в буквальном смысле слова. Ах, кто мог знать, что симпатичнейшая обувь - не что иное, как «похоронные башмаки» из папье-маше, предназначавшиеся для убранства покойников? Смышленые торгаши продали не одну такую пару, прежде чем модницы обнаружили подвох.
В начале 90-х отменили школьную форму, вот уж где было развернуться! Голубые вареные «Пирамиды» и «Мальвины», странным образом расширяющие бедра даже самых худощавых девушек, безразмерные турецкие свитеры с одинаковым как для женщин, так и для мужчин веселеньким ковровым рисунком и лосины! Всех возможных расцветок, яркие, блестящие, однотонные и с рисунком! Особый шик было надеть их с юбкой резинкой, белой блузкой с вышивкой и резиновыми туфлями, которые в простонародье назывались «мыльницы» за поразительное сходство в этим предметом обстановки ванной комнаты. Нередко «мыльницы» и вправду доживали свой век на дачных верандах возле умывальников.
Поверх блузки следовало накинуть кофточку из «ангорки» какого-нибудь ультрамаринового или густо-фиолетового цвета, щедро расшитую стеклярусом и бисером — красота! Для полноты картины не хватало пояса-резинки с пластиковой бабочкой-застежкой, а вместо сумки — даже не торба из кожи молодого дерматина, нет, полиэтиленовый пакет с броским и запоминающимся иностранным словом.
Те кто постарше тоже не особо выделялись разнообразием и оригинальностью гардероба — костюмы, состоящие из юбки трапеции и объемного пиджака, безразмерные плащи или спортивный костюм с незатейливо перевернутыми буквами в слове «adidas". Хотя нет, были самородки, отличающиеся от «ярко-полиэтиленовой» массы необычными нарядами, и отвечающие на вопрос «где покупаешь одежду» невнятными объяснениями о «дяде заграницей» и ежемесячных посылках, что позже оказывалось ничем иным, как походами в «Секонд-хенд» - еще одно веяние 90-х.
Удивительное дело, но фотографии обычных школьниц тех времен поразительно напоминают кадры из фильма «Интердевочка», вся страна выглядела как огромный бордель!
Есть мнение, что человек со вкусом даже в подобных условиях не поддается стадному инстинкту и сохраняет свой индивидуальный стиль, но то ли не было в моем окружении таких людей, то ли индивидуальный стиль у них еще не сформировался, все кто мог себе позволить одеваться на рынке, а больше одеваться было, по сути, негде, выглядели именно так.
Не уверена, что это 90-е, скорее конец 80-х, но фото потрясающее!
А какими были ваши модные 90-е?
Еще по теме:
Фотосессия моделей Кристиан Диор на улицах Москвы, июнь 1959 год
Что или кто диктует моду? Люди и события, повлиявшие на развитие моды
Фото: кадры из фильма «Интердевочка», seo-selo.ru
Комментарии
Стальные и голубые металлик, носила с джемперами длинными.
В Корее не принято так оголяться, но я отчасти понимаю, на большей территории России короткое и холодное лето, народ хочет погреться.
В Сеуле, наоборот, закрываются от солнца, купаются в длинных футболках, никаких тебе бикини и пр. В городе не увидишь голых плеч, про декольте вообще молчу - дурной тон.
У меня куртка была из жатой ткани, удлиненная, тоже цвета фуксии, а манжеты, воротник и отвороты карманов цвета морской волны.
В целом фасон был не плох, но цвета - жесть