Этой фотосесси без малого 60 лет, однако по сей снимки Говарда Сохурека для американского журнала Life порождают массу высказываний и вопросов: от малодушных «как же убого жили бедные советские женщины» до скептических «а зачем, вообще, сравнивать манекенщиц французского Дома моды, одетых в люксовые наряды, с завсегдатаями московского рынка?»
10 июня 1959 года самолет компании Air France приземлился в Москве. По легенде, груз доставленный воздушным судном был застрахован более чем на 10 млн. франков; что же отправили французы в советский Союз? Картины из залов Лувра? Собрание роскошных предметов обихода из комнат Версаля? Нет.
Багаж состоял из летней коллекции женской одежды прет-а-порте модного Дома "Christian Dior", 120 комплектов аксессуаров: перчаток, шляп, зонтиков, обуви, более пятисот литров духов и иных предметов туалета, предназначавшихся для «Французских показов» в Москве, которые были проведены с 12 по 16 июня 1959 года.
Финальным аккордом мероприятия стала легендарная полупостановочная фотосессия, до сих пор вызывающая бури эмоций и незатихающие споры - зачем? Зачем эти роскошно одетые в «шелка и туманы» француженки гуляли по московским рынкам, магазинам и улицам, и почему такой невероятный контраст между ними и такими милыми советскими женщинами в незамысловатых до боли душе платьях и косынках?
Это звучит удивительно прозаично: «Дом мод Кристиана Диора будет демонстрировать коллекцию летних моделей в спортивном клубе «Крылья Советов», словно между двух миров открыли волшебный портал.
Переговоры о мероприятии продолжались с декабря 1958 по май 1959, а уже 10 июня молодой Ив-Сен Лоран, сменивший Кристиана Диора в 1957 году на посту главы модного Дома Dior, с двенадцатью манекенщицами прибыл в Москву.
Четырнадцать московских показов «Dior» посетило около одиннадцати тысяч зрителей. Были среди них простые советские граждане? Конечно же, нет. Все одиннадцать тысяч билетов распределили между избранными представителями текстильной и легкой промышленности, а также советской элиты и особами, приближенными к ней.
Существует версия, что именно по причине недоступности «Высокой моды» для советских граждан далеких от власти и текстильной промышленности, подруга покойного Кристиана Диора, Сюзанна Люлин - организатор показа французской моды в Москве, решилась на рискованный шаг: выпустить манекенщиц в платьях коллекции прямо на улицы Москвы. Так ли это? Кто теперь знает, однако неспроста разодетые дамочки гуляли не только по ГУМу, но и по столичному рынку, где и в наше время изобилия крайне сложно обнаружить дорого и со вкусом одетых женщин.
И не просто так фотосессия французских манекенщиц попала на страницы журнала "Life" в разгар холодной войны.
В отличии от впечатлительной уличной публики, советские модельеры высказывались более сдержанно. Их крайне удивляла западная манера демонстрации одежды: к моделям не давалось никаких технологических пояснений, а манекенщицы двигались настолько быстро, что специалисты едва успевали рассмотреть модель и отметить ее в каталоге.
К тому же советским работникам текстильной промышленности и печатного слова, ориентированным на практичность, было чуждо понимание красоты ради красоты как таковой. Вот что писали корреспонденты популярных московских изданий о показах и моделях одежды из коллекции Christian Dior:
"Сидящие в зале смотрят на манекенщиц очень внимательно: одни мысленно примеряют платья и накидывают на плечи меховые манто, другие стараются уловить и запомнить понравившийся фасон. Зрительницы отмечают: «Зачем платья из плотной шерсти так сильно открыты? Ведь это почти сарафан. Для нас, северян, это не особенно практично. А летом, даже вечером, будет жарко в таком платье. Платья коротковаты. Полных и низкорослых это вряд ли украсит. Ручная вышивка по тюлю — это, конечно, очень красиво, но кто может позволить себе такую дорогую вещь?» (Журнал «Огонек», 17 июня 1959 года).
Были и такие комментарии: "Буржуазная мода такова, что женщина испытывает трудности при ходьбе и должна обязательно иметь рядом с собой человека, помогающего ей."
Пропагандистская составляющая фотографий Говарда Сохурека оказалась настолько мощной, что работает по сей день, заставляя потомков советских граждан стесняться, ненавидеть и даже бояться своего прошлого!
Но несмотря на разную мотивацию - художник творит и демонстрирует свое искусство, продавец выставляет товар лицом и увеличивает прибыль, фотограф «ловит момент», а смышленый политик использует его в своих пропагандистских целях, приезд модного дома «Christian Dior» в Москву можно без преувеличения назвать эпохальным событием, которое лишний раз подтвердило, что искусство не знает ни идеологических, ни культурных, ни социальных преград.
Еще по теме:
Регина Збарская: Царица советского подиума
Культовые платья мирового кинематографа 20 века
Fashion Weeks: история модного события мирового масштаба!
Фото: bigpicture.ru