Приветствую, дорогие читатели журнала crossfashion.ru!
Еще до массового ухода россиян на самоизоляцию в сети начали появляться статьи и заметки на тему осознанного потребления. И чем дольше стилисты сидят дома, тем настойчивей они акцентируют внимание своих читателей на этой идее. Мол слишком дешевая стала одежда, женщины избаловали себя покупками, которые продиктованы не реальными потребностями, а маркетингом и скукой, надо исправляться! Надо спасать планету — обратиться в конце концов к стилисту и раскрыть уже свою истинную красоту, а не скупать всю коллекцию подряд только потому, что на этикетке написано модное имя!
Я, когда такие заметки встречаю, каждый раз задаюсь вопросом, в какой вселенной живет ее автор и кому адресованы эти призывы?
Если речь о тех самых двадцати процентах населения, которые потребляют восемьдесят процентов ресурсов, то да, возможно им пора притормозить, однако я уже не раз говорила, многим среднестатистическим россиянкам рано задумываться о гиперпортреблении! И этот вывод основан не на моих фантазиях или хотелках, а на реальных наблюдениях и опыте.
Другое дело, что в связи с кризисом часть населения на некоторое время потеряет возможность регулярно обновлять гардероб, но осознанное потребление здесь вообще ни при чем!
Многим придется буквально просчитывать свои гардеробы, чтобы каждая вновь купленная вещь давала максимум функционала. И это, к сожалению, скорее вынужденная мера.
Следующий тезис, который сейчас активно продвигается стилистами в контексте осознанного потребления звучит примерно так: больше не существует модных и не модных вещей (или другими словами понятие «трендовая вещь» устарело), мы будем брать все, что есть в шкафу и комбинировать на новый лад!
Идея в принципе здравая, хоть и не новая, однако возникает вопрос: кто будет эту концепцию продвигать? Проще говоря, кто будет демонстрировать как сделать новое из старого, особенно в контексте смены десятилетия и, в связи с этим, моды?
Временной отрезок 2010-2019 характерен возвращением моды New look (примерно до 2015 года) и моды 70-х — 90-х (с 2015 и по сей день). Параллельно с модой 70-х — 90-х на подиумах царил streetwear - уличная спортивная мода, яркие представители которой — Вирджил Абло (основатель бренда Off-White) и Демна Гвасалия (основатель Vetements) сегодня являются креативными директорами ведущих модных Домов Европы.
Ожидаемая смена модного направления 2020 — разворот к романтике и новой элегантности, которая прослеживается уже в коллекциях весна-лето 2020.
Это вовсе не значит, что оверсайз уходит, скорее так: возвращаются приталенные жакеты и платья.
И, конечно, эти жакеты и платья выглядят совсем не так, как выглядели приталенные жакеты и платья в 2010-м.
Небольшая ремарка из практики: последние несколько месяцев я не убираю из гардеробов клиентов платья футлярного типа полуприлегающего и даже прилегающего силуэта длины «за колено». Во-первых, в каком-то смысле они возвращаются, во-вторых, женщины соскучились по приталенному силуэту и в третьих, мы потеряли весну, что необходимо компенсировать пусть и несколько утрированной, но женственностью!
Сочетать такие платья можно с объемными куртками, жакетами и актуальными этой весной жилетами.
Еще нюанс из серии «совет стилиста»: вижу сейчас множество предложений о разборе гардероба, мол надо выбросить все лишнее, освободиться для нового, "почистить карму" и т. д. - кому на что фантазии хватает.
Да, гардероб разобрать стоит, но ничего не выбрасывайте, если только вы не махровый адепт "чистых энергетических потоков".
Сложите все сомнительные вещи в коробку, уберите в шкаф, подождите стабилизации текущей ситуации и уже тогда решайте, что выбросить, а что оставить.
На базе идеи «трендов больше нет» некоторые стилисты строят рекламные кампании продаж всевозможных курсов и семинаров. Последнее из того, что мне довелось прослушать лично — марафон про идеальный гардероб, который подавался под соусом «вам не нужен бюджет на новые вещи, все уже есть в вашем шкафу, вы просто сочетать вещи не умеете, а я вас научу».
Признаюсь, я была настолько озадачена революционностью заявления, что записалась и прослушала в фоновом режиме все пять лекций марафона. Естественно ничего нового лектор не сообщила.
Идея «модный лук можно собрать только из актуальных вещей» - это аксиома, чтобы вам не обещали в рекламе.
А заявление «все уже есть в вашем шкафу, вы просто не умеете вещи сочетать» если и работает, то в исключительных случаях, когда в этом гардеробе модные или хотя бы актуальные вещи есть, осознанно вы потребляете или нет.
Итак:
- моду не искоренила ни чума в средние века, ни страшнейшая Вторая мировая война в веке прошлом, мы одевались, одеваемся и будем одеваться!
- идея «трендов не существует» абсурдна, хоть и привлекательна. Правильнее сформулировать так: «в моде многое и разное», что кому-то жизнь облегчает, а кому-то, наоборот, усложняет
- осознанное потребление — это прекрасно! Пусть модные Дома точнее рассчитывают количество производимых вещей, чтобы не сжигать потом непроданный товар, бренды типа H&M перестанут гнать тонны полиэстерового хлама, а вложатся в ткани и крой, пусть потребители моды, первые из которых всевозможные инфлюэнсеры, откажутся от подарков и рекламных коллабораций — в добрый путь!
Однако, повторюсь, к примерно 70% россиянок вопросы гиперпортребления не имеют никакого отношения вообще! Пока наши женщины не осознали, что набор вещей «джинсы, ворох футболок и лонгсливов, два свитера, три рубашки, две куртки и три платья» - это не гардероб, пенять им на гиперпотребление — свинство!
Удачного дня!
Еще по теме:
Когда появляется разнообразие в гардеробе или сколько вещей должно висеть в шкафу?
Идеальные по крою и посадке вещи, которые отлично сочетаются: мифы и реальность
Фото: crossfashion.ru