Почему женщины покупают неподходящую или неактуальную одежду и обувь? Причин тому много и чаще всего принято говорить о незнании своих цветов, фасонов длин и фактур, однако нередко корень проблемы зарыт совсем в другом месте — неумении хотеть носить красивые, модные и, главное, новые вещи.
Как такое может быть и что с этим делать? Давайте разбираться.
Не уверена, что мне удастся точно сформулировать проблему и в полной мере раскрыть ее, однако я вижу, как многие женщины, начиная работать над своим внешним видом, не всегда до конца понимают, почему процесс тормозится? И базовый гардероб уже тысячи раз продуман, и цветотип/типаж определен, и картинки красивые в отдельную папочку собираются, и комбинации вещей заранее продумываются, а наряды как были плоскими, однотипными или даже устаревшими, так и остаются.
Что не так? Почему не выходит?
В свое время я долго искала компромисс между личным стилем и модой, придя в конечном итоге к выводу, что игнорировать моду в угоду мифическому личному стилю — глупость. Впрочем, это нисколько не облегчило процесс выбора новых вещей, ведь знание того, что та или иная одежда и обувь актуальны сегодня, не делает их автоматически подходящими для меня или любой другой женщины. Более того, понимание своих длин, цветов, принтов, фасонов и т. д. может не принести результата и все из-за того, что женщина не умеет хотеть выбирать и носить НОВЫЕ модные вещи.
Часто неумение хотеть маскируется видением своего стиля, но проблема не в видении, а в отсутствии базовой, казалось бы, для женской природы потребности - «хочу новое платье!»
Именно новое платье. Не увиденное на подружке, не найденное на распродаже среди вещей, которые уже никому не нужны, а новое, модное, актуальное!
Попробую объяснить на личном примере: с раннего детства все вопросы, касающиеся моего гардероба и внешнего вида решали старшие. В магазине никто не спрашивал нравится мне вещь или нет, максимум моего участия при покупке обуви или одежды состоял в примерке, дабы родители убедились, что туфли не жмут или рукава пальто нужной длины. Нравится ли мне цвет, фасон или отделка вещи - никого не интересовало в принципе. Часто одежду привозили из магазина и просто вешали в шкаф или дарили на праздники.
Когда я выросла и уехала из дома, то продолжила обновлять гардероб по отработанной программе: надо купить обувь, обувь должна соответствовать ряду требований, например, быть комфортной, надежной, универсальной и не сложной в уходе. Исходя из этих параметров выбирались башмаки, соответствующие вышеперечисленным запросам. Какие это были башмаки — догадаться не сложно.
На первом месте был функционал и стоимость, понятие «хочу» отсутствовало как таковое!
Я покупала башмаки не потому, что ХОТЕЛА приобрести новую обувь, а потому что мне НАДО купить башмаки.
Это программа заложенная с детства, алгоритм действий, определяющий отношение к вещам, себе и взаимодействию «я +вещь».
Еще один нюанс: родители одевали меня в определенной манере, например, когда все девочки в детском саду носили платья и юбки, я ходила в шортах, что провоцировало немало конфузных ситуаций. Мои выходные платья соответствовали вкусу родителей и совершенно не походили на одежду остальных девочек. Попробовать что-то новое я могла только в доме бабушки, куда на лето приезжала моя двоюродная сестра. Я часто донашивала ее платья, которые мне нравились уже тем, что были без «подвыверта», а напоминали одежду моих детсадовских подружек.
Понимание, что проблема существует пришло уже в довольно зрелом возрасте, когда прогуливаясь с родственницей по магазинам я получила от нее предложение купить мне что-нибудь в подарок. Мы как раз шли мимо отдела с обувью и она сказала «какие туфли ты хочешь?»
До сих пор помню смятение и потерянность, которые буквально накрыли меня в тот момент. Что значит «какие ты хочешь?», как это вообще понимать?
Вопрос был задан в совершенно незнакомой мне формулировке! Я ходила между стеллажами с туфлями и ботильонами, а мозг тщетно пытался обработать полученный запрос. В конечном итоге я села на кушетку и расплакалась от бессилия, потому что не понимала происходящего. (Не умею хотеть)
Вместе с тем я четко осознавала, что туфли родственницы нравятся мне и если бы такая же пара была в магазине, я бы с удовольствием примерила их! (Платья сестры).
Другая ситуация: девочка воспитывается в семье с крайне скудным достатком. Одежда десятки раз перешивается и реставрируется, новые вещи появляются в доме не часто и, обычно, в качестве подарка, т. е. девочка не участвует в их выборе. В такой ситуации может вырасти человек, который скажет «никаких больше обносков и переделок!», но не исключена вероятность, что взрослая уже девочка так и будет всю жизнь перешивать и перевязывать старое тряпье только потому, что не умеет хотеть выбирать и носить новую одежду.
Больше четырех лет наблюдаю в сети такую вот выросшую девочку, которая убеждает себя и окружающих, что переделки обносков - и есть ее стиль, а в магазине на вешках висит не то, а если и есть что-то подходящее, то все равно надо переделывать!
Здесь важно понимать: можно смотреть фотографии с показов, картинки в блогах и на сайтах интернет магазинов, легко определяясь, что нравится, а что нет, но проблема в том, что нравится часто не равно хочу! А «хочу» не появляется вовсе не потому что вещь не подходит по фигуре, стилю или типажу, а потому что женщина просто не умеет хотеть получить новое платье или туфли для себя.
У нас всех разные характеры и установки детства, по большому счету мои взаимоотношения с гардеробом никак не отразились на самореализации в профессиях и личной жизни, однако мне было важно понять, почему меня тянет в первую очередь к стойкам «распродажа», а не красиво украшенным кронштейнам с новыми коллекциями или отчего рубашка подруги кажется идеальней всех рубашек, весящих в магазинах? Ведь без личного отношения к вещи не получится гармоничного образа, какой бы подходящей она не была по цвету, фактурам или длине.
Поэтому если вас преследуют проблемы вроде:
- я не умею выбирать вещи
- я не умею комбинировать вещи
- я не умею носить вещи
попробуйте взглянуть на ситуацию под другим углом и поискать причину не в современной моде, вкусе или его отсутствии, а в себе. Чуть глубже в себе...
Из наблюдаемых мной примеров, наиболее часто неумение хотеть новые вещи свойственно для девочек:
- выросших еще в советском союзе, где из-за повсеместного дефицита реализация хотелок была задачей не из легких
- воспитанных авторитарными родителями, хороший кино пример — Катя Пушкарева
- из семей с очень ограниченными финансовыми возможностями
- которые росли со старшими сестрами и вынуждены были донашивать их вещи
Вышеперечисленные факторы могут никак не повлиять на отношение к себе, более того, многие женщины, выросшие в стесненных условиях, как раз действуют от обратного: в детстве донашивала одежду старших сестер — выросла, стала носить только новые вещи, но бывает и так, что установка работает всю оставшуюся жизнь, подкрепляемая или оправдываемая бережливостью, личным видением стиля и т. д.
Что может сигнализировать о неумении хотеть новые вещи?
- страсть к распродажам, игнорирование новых коллекций. В качестве защиты выставляется аргумент «я экономлю»
- иррациональные переделки одежды. Защита: я так вижу, это мой стиль, я не хочу поддерживать культ потребления и т.д.
- покупка большого количества дешевой одежды
- выбор магазинов дешевого сегмента при наличии возможности покупать более дорогую и качественную одежду
- дискомфорт в примерочных
- беспорядочные покупки
- вещи подружек и близких нравятся больше, чем одежда из магазина. Защита: она такая стильная, умеет выбирать, а я не умею. На самом деле вещи в магазинах просто не воспринимаются/не считываются как потенциально свои
Что с этим делать?
Если неумение хотеть не мешает реализовываться, то лучше спокойно жить дальше и не морочить себе голову лишними проблемами, однако меня в один прекрасный день озадачила мысль «как это я могу руководить фирмой и принимать стратегически важные решения, а туфли купить потому что ХОЧУ, а не потому что НАДО не умею»?
Решается вопрос довольно быстро с помощью все тех же примерок. Подробно в статье «Как научиться выбирать СВОИ вещи? Практические советы».
Мерить и фотографировать, мерить и фотографировать, а потом рассматривать фотографии через день, неделю, месяц и слушать себя: что нравится? Что не нравится? Какую вещь хочется надеть еще раз или что из одежды на фотографиях выглядит привлекательно, а по ощущениям совершенно неудобно или даже неприятно коже?
В конечном итоге рано или поздно появится стойкое ощущение ХОЧУ это и НЕ ХОЧУ то, желание, без которого не будет органичных образов как ни изучай типирование, колористику или свойства принтов.
Удачного дня!
Еще по теме:
Провинциальный гардероб и сочетания вещей: что не следует носить уже сейчас?
Выбираем СВОИ вещи: что, кроме посадки и комбинаторности влияет на носибельность?
Фото: crossfashion.ru
Комментарии
Цитата: мне очень нравятся многие вещи из новых колекций, но с нынешним курсом денег реально жаль. Те же красивые платья с вышивкой из зары перевалили за ценник 5-6 тысяч и пошли выше. Имхохо это абсурд. Так что жду распродаж.
Но я не экономлю, я жмот)))
Игнорирование новых коллекций - когда женщина в принципе не воспринимает вещи без скидки на ценнике, не видит их. Сложно описать, но кто сталкивался в реальности, те понимают о чем речь и это не ваш случай однозначно
Если можно, ко мне на ты. Я себя как то неловко чувствую