Еще каких-то два года назад услуги стилистов были популярны, а новоиспеченные гуру преображений нескончаемым потоком вливались в ряды успешно практикующих коллег, однако за короткое время ситуация кардинально изменилась.
Почему многие женщины разочаровались в стилистах, и не испытывают желания обращаться за консультацией к профессионалам? Давайте разбираться!
Зачем я вообще пишу об этом?
Происходящее на стилистическом поприще очень напоминает мне то, что творилось с середины 90-х в парикмахерской индустрии. В какой-то момент в профессию ломанулось несметное количество бездарных, ленивых, но очень ушлых людей, которые возомнили себя мастерами, даже не удосужившись выяснить, что парикмахерские ножницы нужно держать не так, как канцелярские! Люди, которые имели наглость устраиваться на работу в салоны не окончив даже подвальных парикмахерских курсов!
Эти граждане как не имели представления об основах колористики, окрашивании и работе с препаратами, так и не имеют. Единицы из них научились чему-то в процессе работы, остальные же портят и будут портить наши с вами головы еще по меньшей мере лет 10, пока не вырастет новая смена и не вытеснит из профессии самозванцев.
Это не значит, что профессионалов в парикмахерской среде нет, они есть! Ровно, как и, среди моря самопровозглашенных стилистов есть образованные и талантливые специалисты, однако мнимая легкость работы и дороговизна услуг привлекла в это дело огромное количество проходимцев, которые портили и по сей день портят мнение о профессии.
***
Однажды некая юная барышня, окончившая первую ступень трехступенчатого курса стилистов и решившая, что она уже готова нести в мир «разумное, доброе, вечное», в сердцах бросила мне: почему вы ненавидите стилистов?!
Я уважаю профессионалов и мастеров своего дела в любой профессии, однако "стилист" это еще настолько несформировавшийся род занятий, что принимать на веру слова каждого первого, объявившего себя стилистом — есть чистое безумие! Женщины, а именно они являются основными потребителями данных услуг, наблюдая за развитием деятельности некоторых стилистов со стороны, в качестве клиентов или даже изнутри, убедились, что большинство из них — это такие же люди, отличающиеся от остальных лишь тем, что им хватило дерзости (или наглости) объявить себя знатоками. Более того, для многих «вдруг и совершенно неожиданно» стало очевидно, что у профессии этой есть масса «белых пятен».
Экономическая ситуация в России также поостудила пыл желающих выглядеть модно и стильно, ведь стилист — профессия тучного времени, когда вопрос чем накормить детей и на какие деньги купить единственные сапоги, потому как надо в чем-то ходить, не стоит ребром.
Кроме столь очевидных факторов существует еще несколько причин, почему женщины интуитивно или сознательно стали отказываться от услуг стилистов, итак:
Отсутствие критериев оценки владения профессией и результата работы стилиста
Любая творческая профессия, будь то художник, музыкант, танцор, актер или писатель, имеет набор критериев по которым можно легко оценить, владеет человек элементарными навыками выбранного занятия или нет?
Прежде чем возникнет «я так вижу, слышу или чувствую», должно сформироваться «я умею» и никак иначе!
Для скрипачей критерием оценки являются партиты Баха, у балерин существует «балетный класс» - последовательность па, которые одна или несколько балерин выполняют в определенном темпе. Если «класс» исполняют несколько балерин, то оценивается еще и синхронность.
Художник обязан уметь рисовать в классической манере несколькими видами инструментов — карандаш, акварель и т. д.
Парикмахер, если он претендует на звание профи, должен (в женской номинации) выполнить окраску в три цвета (классика: желтый, красный, белый), подстричь форму и сделать укладку, и все это на время!
И, оказывается, Сергей Зверев действительно крут, потому как он чемпион всего, чего только можно у нас и за рубежом, Ванесса Мэй так себе скрипачка, ибо партиты Баха она играть не умеет, а третья часть соль минорного концерта Вивальди, сделавшая ее популярной и называемая в народе «Шторм» - есть не что иное, как последовательность обыкновенных гамм, исполняемых в очень быстром темпе.
Какие критерии владения профессией у стилиста?
Некие признаки, конечно же, есть, вот только мало кто из стилистов удосуживается им соответствовать. Должен ли стилист знать текущие модные тенденции, анализировать сезонные коллекции и фотосесии, созданные ведущими стилистами мира? Безусловно! Должен знать основы технологии пошива одежды? Конечно! Должен владеть информацией о составе тканей и их свойствах?
Знать историю костюма и, хотя бы касательно, историю искусств?
Быть осведомленным в вопросах известных и популярных теорий типирования?
Знать теории оптических иллюзий, владеть информацией о свойствах принтов?
Да, да и да!
В реальности же дела обстоят так плачевно, что задумываясь над этим можно от досады сгрызть ногти на обеих руках!
По роду деятельности я работала и со стилистами и даже на стилистов. Фраза «я статью напишу, но картинки подбирать — это вообще не мое!» звучит сплошь и рядом, и преподносится стилистами как нечто самой собой разумеющееся, однако если что-то подобное скажет, например, стоматолог, «я вам тут рассверлю, но пломбы ставить — вообще не мое, вы как-нибудь сами», или парикмахер, реакция будет однозначной!
Или бесконечные попытки выдать свою деятельность за искру божью... Как то просматривала луки некой стилистки на энном сайте. Луки как луки, немного провинциальные, ничего особенного и вдруг, образ в стиле последних коллекций Алессандро Микеле! Пишу ей комментарий, мол вот, этот образ в стиле Gucci — просто супер и очень вам идет, а дева мне и отвечает: «Нужно будет посмотреть, что там у них, совсем перестала следить...». И, видимо, я должна была сделать вывод «какая крутая стилистка, не глядя коллекций Микеле в стиле Gucci оделась, во моду чувствует!», но я понимаю совершенно другое, девушка классический непрофессионал и обращаться к ней за консультацией — трата времени и денег. Что может быть глупее, чем кичиться свои незнанием или невниманием к профессии?
Однако печальнее то, что у стилистов нет никаких критериев оценки качества их работы! Это одна из немногих профессий, где специалист ошибается за чужой счет и, обычно, без каких либо последствий!
Отсутствие внятной профессиональной этики
Отсутствие внятной профессиональной этики - еще один камень преткновения, останавливающий клиентов от обращения к стилисту.
Понятие профессиональной этики существует в любой деятельности, где в основе лежит прямой контакт с человеком, однако именно у стилистов профессиональная этика ограничивается отсутствием фото в портфолио, и объяснением «клиенты просят не размещать их снимки в открытом доступе». В остальном же, деятели стилистического фронта творят что хотят и горя не знают.
Например, широко известный в узких кругах украинский стилист Роман Медный заявил о себе в этих наших интернетах, опубликовав цикл омерзительнейших статеек, где в иронично-хамской манере разобрал стиль некоторых известных персон. И все бы ничего, но этот человек работает с людьми! Надо сказать, что публика, охочая до посмеяться, приняла статейки благосклонно, однако я не представляю, как можно довериться человеку, который пишет, например, о Вячеславе Зайцеве: «Его виденье мужской моды осложняется тем, что тогда быть пидором было позорно, а сейчас можно и круто... как ему кажется... старикам всегда «круто» видится в каком-то гипертрофированном виде.» и это самое печатное из текста!
Публичное обсуждение коллег и клиентов, угрозы разместить приватную информацию, раздача советов там, где не просили — только малая часть цирка, возможного при сотрудничестве с псевдостилистами! Или прекрасное заявление «ваш интеллектуальный уровень не дотягивает до понимания моих идей!»
Профессионалы так себя не ведут. И дело не в заискивании перед клиентом, нет. Здесь даже объяснять нечего.
Отсутствие адекватной ценовой политики
За что платит клиент?
Самая большая профанация последнего десятилетия — определение стилистами цветотипа за баснословные деньги. Круче только воду через телевизор заряжать, но небезызвестный Алан Чумак делал это совершенно бесплатно, а вот работники стилистического фронта...
Несколько лет назад на платформе LiveJournal разгорелся скандал: некая дама, художник по костюмам (не путать с костюмером, это разные специальности), обнаружила, что существует такая профессия - стилист и представители ее, малообразованные девочки и мальчики, зарабатывают определяя цветотипы за бешеные деньги. Под раздачу тогда попала некая барышня, которая цветотипировала народонаселение за какие-то 250 евро, если мне не изменяет память.
Художник по костюмам недоумевала, как можно ставить во главу угла и брать с клиента деньги за то, что является твоим же инструментом работы? Она рассказывала, что когда к ней приходил актер, она сходу оценивала его параметры, цветовую палитру и другие исходные, согласно которым создавала костюм и ей и в голову не могло прийти, что данные действия могли вообще чего-то стоить!
И это человек, который знает и историю костюма, и свойства тканей, и много что еще.
Мне не раз доводилось общаться со стилистами на данную тему: написала мне как-то девушка, мол готова бесплатно читателям нашим цветотипы определять, а редакция за это ссылки на ее сайт в каждом комментарии должна публиковать. Конечно не портфолио у барышни, ни опыта работы, все как положено.
Отвечаю ей, политика сайта такова, что мы тут ничего не определяем и вообще, шарлатанством не занимаемся. Она поинтересовалась, отчего это отпределение цветотипов - шарлатанство? Объяснила, отправив ссылки на ряд статей, благо у нас их много. Дева с текстами ознакомилась и выдала мне примерно следующее: "Даже если клиент отвергает систему цветотипирования, стилист все равно будет работать с ним, учитывая его цветотип, просто не будет говорить об этом клиенту".
Да, ну? Оказывается можно не морочить людям голову и не брать с них 200 и более долларов за никому не нужную информацию? Т.е. это инструмент работы стилиста, а не потребность клиента? Вот те раз!
Однако по сей день услуга цветотипирования занимает центральное место в работе многих, особенно новоиспеченных, стилистов.
В результате псевдостилисты с их развеселой деятельностью попросту надоели публике, но вместе с ними под раздачу попадают интересные, образованные, целеустремленные люди, выбравшие для себя профессию стилист.
Если бы меня спросили, как сориентироваться и выбрать стилиста, я бы ответила следующее:
- профессионал никогда не будет делать свою работу наполовину
- профессионал владеет актуальной информацией и не снабжает свои рекомендации наскальной живописью, а выбирает примеры из текущих коллекций, лукбуков и фотосессий
- профессионал не будет лезть к вам с типированием, разбором гардероба и другими советами, если его не попросят
- профессионал соблюдает этику, но не только когда оправдывает отсутствие фото клиентов в своем портфолио, а по всем вопросам
- профессионал не станет брать деньги за то, что является инструментом его работы (цветотипирование и т.д.)
Удачного дня!
Еще по теме:
Модные тенденции: почему одни тренды становятся популярными, а другие нет?
Фото: pinterest.com, vipdossier.ru, nakrasilas.ru, utc.gidm.ru, crossfashion.ru
Комментарии
Статья, что говорится "на злобу дня"! Спасибо!
Согласна с Вами абсолютно.
Простейший пример, пошла моя знакомая к стилисту, спрашивает его "у вас консультация стоит X, что я получу за эти деньги? Сколько файл будет содершать листов и т.д."
А стилист ей и отвечает "Если вы измеряете все количеством листов, то вам не ко мне!".
Что нужно делать в этой ситуации? Все просто: "меньше пафоса, милый, до свидания!" И когда ему так один раз скажут, второй третий, уверяю вас, ситуация поменяется, у него в голове в первую очередь.
Владение тенденциями и знание текущих коллекций выясняется на раз-два, знание/не знание материалов и кроя выясняется на раз-два.
Даже элементарное умение или неумение рисовать - это показатель!
Тоже выясняется крайне просто.
А если человек всего этого не знает, то какого лешего, простите, его услуги стоят как чугунный мост?
И почему он вообще этим занимается?
Опять же, возьмем музыкантов: зачем инструменталисты полжизни поют сольфеджио и изучают гармонию/теорию музыки?
Ок, струнникам и духовикам надо интонировать и слышать, но зачем сольфеджио пианистам, у них-то строй фиксированный и они не могут на него повлиять! Так зачем?
Более того, каким бы не был талантливым пианист, если он теорию музыки или гармонию не сдаст, он диплом не получит. Т.е. он будет называться артистом оркестра или преподавателем только в том случае, если будет владеть комплексом знаний, отчего же у стилистов как-то иначе?