Приветствую, дорогие читатели журнала crossfashion.ru!
Недавно в сторис инстаграм я поднимала тему типажей, а, точнее, проблемы несоответствия типажа, который заявил типировщик и самоощущения клиента.
Например, сообщают женщине, что она яркий гамин, а она себя видит/ощущает натуралом.
И казалось бы, в чем проблема? Раз типаж не определяет стиля, а именно это утверждают типировщики, ну подберите вы ей «натуральные» образы, подходящие гаминам, однако нет! Типировщики включают любимую мантру «вы себя не принимаете, вы себя не любите» и оставляют обескураженную женщину наедине с «диагнозом».
Почему чем дольше я одеваю женщин, тем с большей настороженность отношусь к традиционному типированию по Кибби/Ларсон? Сейчас расскажу...
За свою практику я убедилась в следующем: большинство клиентов приходит на консультацию стилиста с цельным ощущением и пониманием себя. Что я имею в виду?
Женщины с разными физическими данными имеют рациональное отношение к одежде. Они четко отделяют себя от вещей и видят проблему с гардеробом не в себе, а, например, в отсутствии подходящих им фасонов.
Есть клиенты, которые говорят «я не умею выбирать и сочетать вещи», т.е. признают у себя отсутствие конкретного навыка, но это не разрушает цельного понимания себя.
«Я не умею выбирать вещи — не значит, что со мной что-то не так»
В этом контексте фраза «на меня не шьют» - очень здоровое определение проблемы хотя бы потому, что человек четко разделяет себя и одежду. И проблемы с гардеробом или имиджем, по мнению такого клиента не в нем, а в неподходящей ему моде, модной индустрии, которая «навязывает» свои правила , швейной промышленности и прочих составляющих.
Даже те, кто говорит «ой, я располнела, надо худеть» часто вовсе так не считают. Они, конечно, похудели бы, однако наличие подходящей одежды очень быстро успокаивает тревожность по поводу параметров.
Большинство клиентов стилистов не имеют внутреннего конфликта с собой и являются довольно цельными натурами. Когда в жизни такой цельной женщины появляется стилист, она очень быстро понимает, что на самом деле на нее шьют, вещи могут легко сочетаться и давать массу комплектов, а сама она способна производить желаемое впечатление на окружающих.
И, что немаловажно, грамотный стилист находится и работает исключительно в зоне вещей, не вторгаясь в зону «я» клиента.
Это тонкий этический момент, который определяет безопасный контакт стилиста и клиента.
При таком взаимодействии (стилист работает в зоне вещей и не вторгается в зону «я» клиента) у клиента остается законное право на мнение, от «хочу вот это», до «мне не нравится» и это замечательно! Потому что не стилисту, а конкретному человеку жить в предложенных образах, ему собственно и решать - ну логично же!
Итак, я считаю, что стилист должен оставаться в зоне имиджа и вещей, не касаясь и, тем более, не вторгаясь в зону «я» клиента.
Что происходит у типировщиков?
Типировщик, рассмотрев внешние данные клиента, выносит конкретный вердикт. Например, вы яркий гамин, со всеми вытекающими из этого последствиями, от рекомендаций по макияжу, до конкретных фасонов и комбинаций вещей.
Если учитывать, что типировщики во всю продвигают идею взаимосвязи типажа и характера, можно представить уровень шока у человека, который в предложенном типаже себя не видит.
Сюда же притянутые за уши подборки «по типажу»/»не по типажу» в которых сравниваются разные имиджи одной и той же знаменитости. Один из имиджей подается со знаком «минус», а другой со знаком «плюс», что навязывает женщинам обсуждаемого типажа единственно правильный внешний вид.
Здесь и слева хорошо, и справа, просто по разному!
Чем образ слева хуже, чем образ справа? Ничем!
Актриса в разных имиджах, причем здесь "до" и "после"?
На любое возражение клиента «я себя не вижу гамином/натуралом/драматиком следует традиционное у типировщиков «вы себя не принимаете/не любите».
Т.е. типировщик из зоны вещей (где и следует находиться стилисту) перемещается в зону «я» клиента и начинает наводить там свои порядки. Как следствие, вместо того, чтобы выстраивать конструктивное взаимодействие с гардеробом, женщина начинает копаться в себе.
У нее больше нет права сказать «мне не нравится», ей остается одно — принимать то, что сообщил ей типировщик.
Если женщина не может принять типаж и, как следствие, рекомендации, она остается в состоянии внутреннего конфликта, и это, на мой взгляд, гораздо хуже, чем просто неудачный шопинг.
Иногда откровения типировщиков вызывают недоумение даже у самых рьяных поборников типирований.
Заявить, что образы актрисы Варвары Шмыковой справа лучше, чем слева, потому что актриса не натурал вовсе, а яркий гамин — это какой-то заоблачный уровень упоротости или комплекс бога, не иначе.
Но, стоит уточнить, что если бы Варвара указала в запросе, что ей необходим имидж напористый и динамичный, образы справа имели бы полное право на существование!
Итак:
- крайне редко женщине подходит только одна прическа, макияж или схема построения костюмного ансамбля. Для этого должны быть серьезные основания - изменения фигуры и лица, когда задачи коррекции доминируют над всеми остальными
- среднестатистическая женщина может менять и носить три-четыре разноплановых имиджа, другое дело, что для многих такое количество образов просто не нужно, поэтому стилист и подбирает один-два базовых имиджа на основе которых выстраивается весь гардероб, а в дальнейшем формируется личный стиль
- типирование по Кибби, Ларсон и Васе Пупкину без учета имиджевого запроса не имеет смысла!
- стилист — это про одежду в первую очередь. Да, через массу схем, методик и даже психологических тестов, но про одежду. Если одежда и гардероб при консультировании уходит на второй-десятый план, что-то не так в этой консультации
Удачного дня!
Еще по теме:
Почему женщины не принимают свой типаж? Отвечаю: дело не в типаже!
Фото: kino-teatr.ru, vogue.ru, instagram.com