Приветствую, дорогие читатели журнала crossfashion.ru!
Те, кто давно заглядывает на модный перекресток, вероятно, знают, что я люблю фэнтезийные сериалы. Например, первые четыре сезона "Игры престолов", на мой взгляд, подарили миру незабываемое погружение в удивительный мир средневековья с тонко проработанными интригами, персонажами, локациями, костюмами и музыкальным сопровождением. Однако с шестого сезона у команды создателей что-то пошло не так, а к концу седьмого меня не оставляло ощущение, что кроме актеров, художников по костюмам, декораторов и композитора больше вообще никто не старался! Поэтому восьмой сезон "Игры престолов" я не смотрела и смотреть не буду, а вот "Дом Дракона" показался мне проектом любопытным.
Во-первых, потому что одну из главных ролей сыграл Мэтт Смит.
Во-вторых, потому что в проекте остался Рамин Джавади, который написал все знаковые музыкальные композиции к "Игре престолов". И в третьих, меня не покидала надежда, что создатели "Дома Дракона" будут опираться на опыт первых четырех сезонов "Игры престолов", но, к сожалению, эти надежды не оправдались.
"Дом Дракона" — типичное для сегодняшних дней претенциозное полотно, состоящее из набора бессвязных сцен, ничем не мотивированных действий и «шокирующих» моментов, которые вызывают скорее отвращение и брезгливость, нежели будоражат эмоции.
Главная проблема сериала — отсутствие причинно-следственной опоры и стилистической выдержанности, что прослеживается буквально с первых кадров во всем, начина от декораций и костюмов и заканчивая действиями персонажей.
Если вы думаете, что меня смутили чернокожие, повитые белоснежными дредами лорды, вы глубоко заблуждаетесь, хотя так называемые «потомки Древней Валирии», к которым относятся и бледноликие белокурые светлоглазые Таргариены, и чернокожие по версии сериала Веларионы — это прозрачнейшая отсылка к так называемым арийцам со всеми вытекающими последствиями вроде кровосмесительных браков и прочих «особенностей». Впрочем, если жители пограничного с Россией государства в реальности возомнили себя арийцами, почему бы таковыми не быть неграм в фэнтезийном мире? Тем более, что "Дом Дракона" — продукт сделанный в первую очередь для американской аудитории. Пусть будут белокурые негры, не вопрос.
Вопрос в том, какую эпоху пытались показать авторы?
Вы можете возразить, мол это фэнтези, поэтому требовать от создателей отсылку к той или иной эпохе не стоит! В конце концов у них там драконы и магия, зачем цепляться к эпохам?
Но драконы и магия в условное средневековье вписываются как родные, а нелогичные поступки героев и странные костюмы цепляются словно ржавые гвозди и выдергивают зрителя из полусказочного мира.
Например (сейчас будут спойлеры), что за выкрутасы со стороны рыцаря, который является одним из многих рыцарей, несущих службу в дворцовой страже короля?
По сюжету, на пиру в честь помолвки принцессы, рыцарь из королевской охраны нападает на друга жениха и зверски забивает его насмерть на глазах сотни свидетелей, после чего спокойно отправляется в сад, где готовится совершить что-то типа самурайского харакири.
Действующая королева останавливает его и… берет к себе на работу.
И как прикажете это комментировать?
Если мы берем за основу средневековье, то все присутствующие на пиру гости мужского пола — высокородные лорды и их отпрыски, это высшая военная аристократия. Т.е. ходить и сидеть в седле они учились примерно одновременно, ровно как управляться с оружием.
Воевать и сражаться — их основной вид деятельности! В этом был смысл феодального средневековья: высокородные воюют и защищают своих простолюдинов, которые обслуживают быт высокородных — пашут, сеют и занимаются ремеслами.
Более того, высокородные подданные короны могли быть богаче самого короля и при случае собирали войско, чтобы наведаться в столицу с вопросами, если таковые возникали.
Это очень хорошо показано в первых сезонах "Игры престолов", когда северные Дома собрались в количестве несколько десятков тысяч мечей и пошли выяснять, почему это «папа Старк» сидит в темнице?
А за двести лет до событий ИП высокородные лорды на пиру жмутся к стенкам как котята и пугливо смотрят на жестокое убийство в центральном зале королевского дворца!
После чего убийца а) выходит из этого зала живым и б) остается на службе.
Еще одна странность, которая рушит повествование — бесконечная демонстрация родов.
Я не знаю, что с авторами не так…
Мигель Сапочник, шоураннер Дома Дракона, так высказался об этом: «В средние века роды были насилием, «Это настолько опасно, насколько это возможно. У вас есть 50/50 шансов родить. У нас есть несколько рождений в сериале, и в основном мы решили дать им разную тематику и исследовать их с разных точек зрения так же, как я сделал со множеством [типов] сражений в «Престолах».
В первой серии рожает королева. В шестой рожают две героини — долго, громко и мучительно. В десятой опять продолжительные роды и опять с подробностями и протяжным воем.
Я все понимаю, роды — важный момент в жизни женщины, но… из десяти серий почти целую серию кто-то кого-то рожал. Натуралистично, да, вот только зачем?
Вообще, такое ощущение, что авторы не совсем поняли механизм успеха шокирующих моментов "Игры престолов". Шокирует не само убийство или демонстрация увечий и ран! Все это следствие неких действий персонажей.
«Красная свадьба» — это не про массовое убийство, а про предательство.
Поединок Оберина Мартелла — это не про жестокое убийство, а про самонадеянность.
Гибель Джона Сноу в конце пятого сезона — это не про убийство, а про жертву, ведь Сноу буквально умер за спасенных им одичалых. Тут прямая параллель с Христом.
И это оживляет повествование, делает мир цельным, логичным и реальным, несмотря на драконов и магию!
В Доме Дракона большинство персонажей «просто психи» или «просто тряпки» и ведут себя так, а не иначе, потому что «вот».
Цельный характер и развитие своего героя показали, на мой взгляд, только актрисы, сыгравшие Алисенту Хайтауэр. Даже мой любимый Мэтт Смит не смог раскрыть своего героя.
Кроме нелогичных действий персонажей и халтурно прорисованного хромакея лично меня из мира постоянно выдергивали костюмы.
"Дом Дракона" одевала Джени Темим, художник по костюмам таких проектов как «Гарри Поттер» (все фильмы, начиная с "Узника Азкабана"), и «Джеймс Бонд» ("Координаты Скайфолл", "Спектр").
На мой взгляд у нее не получилось создать цельную картину мира через костюмы.
В "Игре престолов" по платьям героинь можно было проследить и столичную моду, и особенности костюмов тех или иных государств, и изменение характера персонажей.
Санса приезжает в Королевскую Гавань одетая как северянка и уже через несколько серий одевается как столичная штучка, а ее сестра, наоборот, остается верна северной моде.
При этом художник по костюмам ИП использовала широчайший набор средств и источников вдохновения, от средневековой моды и традиционных восточных костюмов типа кимоно, до моды современной.
В работах Джени Темим сложно уловить «нить повествования». В одной из обзорных статей утверждалось, что костюмы женских персонажей отсылают к моде эпохи Анны Болейн, однако я с этим согласна лишь отчасти.
Портрет Анны Болейн
Платья молодой Рейниры, а также наряд из сцены объявления ее наследницей — прямая отсылка к византийскому костюму. Оттуда же кокошникоподобный головной убор.
Императрица Феодора, мозаика базилики Сан Витале
Византийские ткани (орнаменты)
Орнаменты собора Святой Софии Константинопольской, он же Айя-София в Стамбуле
Головной убор «Арселе», который носила Анна Болейн, надевался на плотный чепец, у Рейниры скорее византийская тиара, которая со временем, уже в России трансформируется в кокошник.
Вероятно из византийского костюма заимствовано и массивное золотое оплечье, надеваемое поверх мантии, и отделка вырезов повседневных платьев героини.
"Чешуйчатая" поверхность костюма для полетов на драконе
Если крой и оформление большинства платьев молодой Рейниры заимствованы из византийского костюма, то ее подруга — дочь главного советника короля, одета совершенно по другой моде.
Можно предположить, что пришедшие из Валирии (см. Византии) Таргариены и Веларионы остались верны своим традициям в том числе и в одежде.
И все же некоторые кадры обескураживают разницей нарядов героинь.
Откуда взялся этот воротник на красном платье Рейниры?
Почему у девушек такие разные по оформлению платья и украшения?
Средневековый костюм во многом имел социальную функцию, но я нашла только один кадр, где очевидно, что эти женщины из одной эпохи, одного социального слоя и положения.
К сожалению, авторы "Дома Дракона" не сделали никаких выводов из провала последнего сезона "Игры престолов" и это очень печально.
Такое ощущение, что снимали отдельные эффектные моменты, которые удобно будет резать на гифки и заливать в тик ток, не более.
Удачного дня!
Все это и многое другое обсуждаем на моем телеграм канале t.me/coffeesmoothie
Еще по теме:
Сериал «Очень странные дела»: цветовая гамма и костюмы персонажей
Сериал «Полуночная месса» - жизнеутверждающая драма от мастера хоррора Майка Флэнагана
Фото: kp.ru, kinopoisk.ru, vedomosti.ru, mail.ru, traveloo.ru, cosmo.kz, lastmag.ru, gol.ru, tour-turkish.ru, flickr.com, National Portrait Gallery London