Все мы знаем, что модно, а что нет, но знаем ли мы, что есть мода? Можем ли мы сказать, что есть вкус и стиль? Считаем ли мы моду искусством или ремеслом? Что такое свой стиль и почему так много людей озабочены этим вопросом, но не могут найти ответ?
Если вы легко отвечаете на эти вопросы, тогда, пожалуй, далее читать не стоит, можно смело переходить на главную страницу или в другие разделы. Если у Читателя все же возник интерес погрузиться вместе с автором в исследование философских аспектов моды, вкуса и стиля, то, как говорится, – добро пожаловать...
Сразу следует оговориться, что автор не является дипломированным специалистом в области моды, а, скорее, человеком интересующимся. Материал этой статьи, а может быть и некоторых других в этом разделе, сформировался под влиянием прочитанной литературы и базируется на личном опыте и здравом смысле.
Мода главенствует именно над теми вещами,
которые могли бы быть совсем иными.
Ганс-Георг Гадамер.
Зачастую говоря о моде, мы подразумеваем именно моду в одежде, однако следует понимать, что мода – понятие гораздо более широкое. Мода – это масштабный социальный механизм, проявляющий себя почти во всех сферах деятельности человека. Действительно, мода окружает нас повсеместно: модными становятся не только вещи, но и манеры поведения, формы общения, даже вредные привычки. Тем не менее, нигде как в одежде мода не проявляет себя так ярко. Об этой форме моды в большей степени и пойдет речь далее.
Начиная с 1700 годов философы пытаются дать определение моде, однако за все это время так и не удалось сформулировать ни одного, претендующего на полноту и достаточность, определения. Возможно это связано с тем, что мода, как социальное явление, охватывая практически все отрасли человеческой деятельности, влияет на них и изменяется вместе с ними.
Но как при этом определить, является ли то или иное явление модой или нет? Ответ стоит искать в признаках, которые присущи всем видам мод. Первый и главный признак – изменения ради самих изменений. Новизна в моде является самодостаточной целью, не имеющей никаких рациональных оснований. Мода иррациональна. Заблуждался тот, кто полагает, что высшая цель моды – красота и гармония; этим категориям отведено в лучшем случае второе место. Кант говорил, что мода – это образ жизни, связанный с постоянными переменами.
Вторым обязательным признаком является ограниченная доступность объекта моды: им должно владеть малое число лиц, а остальные стремиться к его обладанию. Как только объект моды становится общедоступен, он теряет свою особенность и быстро выходит из моды. Здесь автор не будет приводить примеры, полагая, что Читатель без труда найдет их множество в своем личном опыте.
Не стоит путать моду и популярность, а так же моду и престиж: популярность подразумевает общедоступность, а престиж не следует правилу новизны ради нее самой.
На протяжении длительного времени мыслители дискутируют на тему: является ли мода искусством или нет. Ларс Свендсен в своем эссе «Философия моды» пишет, что современная высокая мода – это реклама с амбициями искусства. На самом деле грань между модой и искусством провести крайне трудно, мода зачастую неотличима от искусства, но, скорее, мода черпает свое вдохновение в искусстве, а само искусство подвержено моде.
Более подробно эти, а так же другие вопросы будут рассмотрены в статьях «Мода и Индустрия Моды», «Философия вкуса» и «Философия стиля».
Продолжение в статье: "Мода и Индустрия моды".
Автор: Данила мастер.
Фото: skuky.net, dayevents.ru, fn1.co.il